Условия перевозки грузов насыпью и навалом.

  Большинство насыпных грузов обладает большой текучестью, повышенным абразивным воздействием на трущиеся части подвижного состава и погрузочно-разгрузочных машин и устройств.

  Такие грузы, как алебастр, гипс, мел, цемент относятся к сильно пачкающим грузам; после их выгрузки вагоны обязательно подаются на промывочно-пропарочные пункты. Кроме того, эти грузы являются вяжущими материалами, которые, смешиваясь с водой, образуют пластические массы, впоследствии затвердевающие.
Вяжущие материалы обладают повышенной способностью к распылению.
  Порошкообразные удобрения обладают негативными свойствами: повышенной способностью к слёживаемости; гигроскопичностью; пылением; абразивностью. Это вызывает необходимость защиты различных частей машин и подвижного состава, использование респираторов для защиты органов дыхания обслуживающего персонала и принятия мер для предотвращения качественных и количественных потерь удобрений. Гранулирование позволяет изменить или значительно ослабить отрицательные физико-химические свойства удобрений.
  Насыпные грузы, размер гранул которых не превышает 13 мм, а также грузы с содержанием частиц размером менее 13 мм более 50 % относятся к грузам мелких фракций.
Насыпные и навалочные грузы являются массовыми, характеризуются постоянством потоков. Погрузка и выгрузка их в основном сосредоточена на крупных предприятиях, что создает в основном благоприятные возможности для осуществления перевозок этих грузов отправительскими маршрутами.
Зерно обладает большой текучестью и требует для перевозок исправного подвижного состава. Зерновые грузы обладают способностью поглощать пары воды и запахи различных веществ и удерживать их.
  Зерновые грузы и продукты их переработки перевозятся насыпью в крытых вагонах-хопперах для зерна (вагоны-зерновозы). Мука перевозится насыпью в специализированных вагонах-муковозах, оснащённых системой аэрирования.
Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (например: цемент, минеральные удобрения, апатит, гипс, мел), перевозятся насыпью в вагонах-хопперах (цементовозах, минералловозах, аппатитовозах) и в других специализированных крытых вагонах. Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков (например, руда, уголь, флюсы, песок, щебень, гравий, торф, шлаки) перевозятся насыпью в открытом железнодорожном подвижном составе и в специализированных вагонах.
При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов насыпью в специализированных вагонах и глуходонных полувагонах грузоотправитель обязан в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» сделать отметку следующего содержания: «Перевозка в специализированных вагонах (или, соответственно, в глуходонных полувагонах) с получателем согласована. Устройства разгрузки имеются».
Грузы, перевозимые навалом и требующие защиты от атмосферных осадков, загрязнения (например, бахчевые культуры, овощи и другие), перевозятся в крытых вагонах. Грузы, перевозимые навалом, не требующие защиты от атмосферных осадков (например, дрова, камни природные, металлы черные), перевозятся в открытом подвижном составе и в специализированных вагонах.
  Перевозка грузов навалом в крытых вагонах допускается только с установленнымигрузоотправителем дверными заграждениями. Для заграждения дверных проёмов вагонов могут применяться щиты, доски, горбыли, заграждения из других плотных материалов.
  При оформлении перевозочных документов на перевозку груза насыпью или навалом в накладной в графе «Количество мест» грузоотправителем указывается соответствующая запись, — «насыпью» или «навалом».
  После выгрузки многих грузов, перевозимых насыпью или навалом, должна производиться промывка вагонов. Перечень таких грузов приводится в Правилах очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов. Грузы, перевозимые насыпью и навалом, взвешиваются, как правило, на вагонных весах без расцепки вагонов, но с остановкой их на весовой площадке. Масса тары, как правило, принимается по трафарету.
Масса навалочных и насыпных грузов может определяться по обмеру.
Массовые насыпные и навалочные грузы, как правило, предъявляются к перевозке группами вагонов (групповые или маршрутные отправки) и могут оформляться по одной накладной формы ГУ-27е.
  Перевозки каменного угля по своему объёму составляют значительную часть грузооборота на железнодорожном транспорте. В структуре погрузки грузов на железных дорогах Российской Федерации уголь составляет более одной трети и является самым массовым грузом.
Каменный уголь перевозится в полувагонах. Они должны быть исправными и иметь зазоры в разгрузочных люках не более допускаемых техническими условиями. Полувагоны, подаваемые под погрузку коксующихся углей, не должны иметь сора и песка. Перед погрузкой каменного угля мелких фракций грузоотправитель обязан убедиться в том, что перевозка в данном полувагоне не вызовет его потерь, загрязнения им железнодорожного пути и окружающей среды. Для этого грузоотправитель принимает дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова полувагонов. Загруженные вагоны взвешиваются и в соответствии с грузоподъёмностью полувагона догружаются или отгружаются при ее превышении, т.е. производится дозировка. На многих шахтах применяются бункерные погрузочно-весовые устройства, на которых взвешивание совмещается с погрузкой и дозировка не требуется.
При перевозке и хранении угля необходимо учитывать такие его свойства, как самовозгорание, смерзание, дробление. Ископаемые угли обладают способностью поглощать кислород воздуха, что приводит к самонагреванию и самовозгоранию. По мере окисления происходит выделение и накопление тепла, что в конечном счете приводит к самовозгоранию углей. Не допускается погрузка ископаемых углей в вагоны, засоренные остатками других грузов, так как угольная пыль при взаимодействии с другими веществами (с серным колчеданом, аммиачной селитрой, бертолетовой солью и т.д.) образует взрывчатые смеси.
  Марка каменного угля указывается грузоотправителем в накладной в графе «Наименование груза», например, уголь каменный марки «К» — коксовый.
Кокс перевозится в специализированных полувагонах для кокса или в универсальных полувагонах с «шапкой» треугольной формы. В перевозочных документах грузоотправитель указывает класс кокса, например, «кокс доменный», «кокс мелкий», «кокс орешек». Кокс мелкий и орешек подвержен смерзанию. Значительная часть кокса перевозится кольцевыми маршрутами.
  Торф перевозится на небольшие расстояния. Так как объёмная масса торфа колеблется в широких пределах от 0,2 т/м3 (для воздушно-сухого продукта) до 0,65 т/м³ (для влажного), его перевозят в специализированных цельнометаллических полувагонах-хопперах с объёмом кузова 120 м³ и грузоподъемностью 58 т или в универсальных полувагонах с наращенными бортами. Для перевозки торфасоздаются так называемые торфяные «вертушки». При перевозке торфа грузоотправитель вместе с накладной представляет качественное удостоверение, где указывает род, плотность, влажность и зольность торфа. Масса торфа определяется взвешиванием на вагонных весах или обмером. При длительном хранении торф подвержен самонагреванию и самовозгоранию.
  Рудные грузы предъявляются к перевозке в виде сырой руды (сортированной, рядовой и мелочи), рудных концентратов, агломерата (горячего и охлаждённого) и металлических окатышей. Основная масса железной руды перевозится в полувагонах, на короткие расстояния — в думпкарах и только незначительная часть — на платформах. На условия перевозок влияет объёмная масса, влажность, гранулометрический состав, пористость, абразивность, коррозирующие и другие специфические особенности рудных грузов. Объёмная масса рудных грузов колеблется в широких пределах и влияет на степень использования подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов.
  Агломерат и окатыши — продукты специальной термической обработки мелкого рудного сырья и концентратов (спекания рудной мелочи и концентратов в куски и в шарики определённого диаметра).
Агломерат перевозится на небольшие расстояния (300-400 км) в специализированных металлических хопперах в горячем состоянии (до 700°С).
Так как железная руда, агломерат, окатыши, флюсы отправляется из ограниченного числа пунктов и выгружается в пунктах массового потребления, то перевозки организовываются преимущественно отправительскими маршрутами. На отдельных направлениях для этих перевозок применяются кольцевые маршруты.
  Цемент относится к вяжущим строительным материалам. Он представляет собой порошок обычно серо-белого цвета, обладающий способностью к слеживанию, образованию сводов и распылению.
В перевозочных документах указываются вид и марка цемента. Перевозка осуществляется насыпью в универсальных крытых вагонах, в специализированных саморазгружающихся крытых вагонах, в специализированных цистернах для цемента и в специальных контейнерах грузоотправителя.
  Минеральные удобрения перевозятся и хранятся в основном в затаренном виде или насыпью. Для перевозки удобрений насыпью применяются специализированные крытые цельнометаллические вагоны бункерного типа (хопперы-минералловозы) объёмом кузова 73,0 и 81,0 м³, а также специализированные жесткие, полужесткие и мягкие контейнеры.
Значительная часть продуктов переработки зерновых грузов перевозится в мешках в крытых вагонах. Мука и крупа перевозится в мешках стандартной массы 50, 80 кг. Мука восприимчива к посторонним запахам (особенно скипидара), сырости и к различным жирам. Мука и крупа всех сортов укладывается в штабеля. Высота штабеля зависит от температуры и влажности и составляет от 8 до 12 рядов (мешков).
  Рис перевозится в одинарных или двойных мешках. Он отличается большим влагосодержанием, поэтому требует активного вентилирования при хранении и перевозке. Выдача муки и крупы, перевозимых в стандартных мешках, на местах общего пользования производится с проверкой числа мест.
  Зерновые грузы и продукты их переработки перевозятся насыпью в крытых вагонах-хопперах для зерна (вагоны-зерновозы). Мука перевозится насыпью в специализированных вагонах-муковозах, оснащённых системой аэрирования.